iskander-zombie
Dawn-of-the-Dead-1978


В прошлом году я осилил по порядку все части кино-франшизы Resident Evil (чем весьма доволен). А на этот год имею в планах замахнуться на Джорджа нашего Ромеро, и пересмотреть заново всю его «мертвяцкую серию». Начну со второй части, т.к. «Ночь живых мертвецов» я уже обозревал в этом блоге, и повторяться не вижу смысла.

Если «Ночь живых мертвецов» создала образ «плотоядного ходячего покойника», то «Рассвет» его по-настоящему популяризовал в современной массовой культуре. Популярность фильма была настолько высока, что он породил колоссальную волну "зомбятников 80-ых", длившуюся целое десятилетие: Zombie Фульчи и другие итальянские поделки, Return of the Living Dead, Re-Animator, Evil Dead... ничего этого могло и не быть, если бы не успех фильма Ромеро. Кроме того, именно здесь мертвецов-людоедов впервые назвали словом «зомби», которое раньше применялось в отношении совсем иного типа нежити.





Пара слов о сюжете, на всякий случай.
Если рассматривать «Рассвет» как прямое продолжение «Ночи», то сюжет второй части начинается спустя несколько дней/недель после завершения первой. В результате необъяснимого феномена, по всему миру оживают мертвые человеческие тела - и нападают на живых людей. Кадавры медлительны, неуклюжи, обладают лишь зачатками интеллекта, и действуют на основе инстинктов, оставшихся от прошлой жизни. Причем главный движущий мотив существ – голод, утолить который способна только человеческая плоть. Повсюду хаос и паника, мертвецы разбредаются по стране и кусают всех встречных-поперечных, правительство пытается организовать меры противодействия, которые лишь приводят к еще большим жертвам, карантинные мероприятия неэффективны, в городах начинается разгул преступности и мародерства, все дороги запружены беженцами. Тем временем в сельской местности военные и ополченцы весело расстреливают не только мертвяков, но и всех, кто вызывает мало-мальское подозрение, да и просто нежелательных людей (на ЧП все списать можно, мочи их всех, потом разберемся). А по телевизору бородатые эксперты спорят в прямом эфире, являются ли зомби людьми, животными или чем-то еще, и стоит ли применить ядерное оружие по крупным городам.
Сообразив, что дело табак, четверо героев собираются сбежать на вертолете куда глаза глядят, желательно в Канаду. На борту: собственно, вертолетчик, его подружка-журналистка, и двое примкнувших к ним полицейских. По пути они приземляются на крыше огромного торгового центра для отдыха и пополнения запасов – и решают на какое-то время сделать это здание своим домом. Но уединение длилось недолго...

Смотрел я, насколько мне известно, самую длинную из существующих версий – 2 часа 35 минут. Ничего принципиально важного по сравнению с другими версиями, конечно, нет, но много всякой интересной и веселой ерунды. Хотя кино отнюдь не веселое. Даже наоборот.

«Рассвет мертвецов», в отличие от своего предшественника - уже не совсем ужасы, скорее постапокалиптический боевик. «Ночь» - была довольно камерной историей о небольшой группе людей, столкнувшихся со зловещими тварями в уединенном загородном домике. И, как водится, с приходом утра кошмар развеялся, подоспела кавалерия, жизнь начала входить в прежнее русло. Да, не всем из героев до утра повезло дожить (по правде говоря, никому =) ), но действие фильма было сильно ограничено, как по месту, так и по времени. А тут размах совершенно иной. Уже с самого начала становится ясно, что ситуация крайне серьезна, катастрофа имеет глобальный масштаб, страна и общество летят в пропасть, опасность грозит всем без исключения, и отсидеться, дожидаясь помощи - никак не получится.

Первые где-то минут сорок, до прибытия в супермаркет – поражают мощнейшей атмосферой БЕЗЫСХОДНОСТИ. Все кругом бегают, что-то делают, суетятся, стреляют-грабят-убивают… А мертвяков-то – все больше и больше, а полный песец – все ближе и ближе. Впечатляющая картина распада социума и надвигающегося краха цивилизации. И мрачнейшая электронная музыка фоном. Что характерно, в следующей части, «Day of the Dead», концентрация тлена и безнадеги будет еще в несколько раз выше – но это уже я забегаю вперед.

По поводу «острого социального комментария»(тм), которым славятся все фильмы Ромеро – тут все вполне очевидно. Он никогда особой тонкостью намеков не отличался, и все метафоры в фильме довольно прямолинейны.

« [про зомби и супермаркет] Их ведет сюда инстинкт. Очевидно, это было для них очень важное место при жизни.»

« [про ситуацию в стране] Подумать только, мы проигрываем войну, в которой даже нет врага. Мы сами все просрали.»

Ну и, разумеется, очень красноречивы сцены «сладкой жизни» героев в потребительском раю, который оказался целиком и полностью в их распоряжении в то время, как весь мир вокруг погружается в анархию и варварство. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы уловить идейный посыл.

Мясо и кровища... их есть тут. :) Грандмастер кровавых спецэффектов Том Савини, конечно, выжал из имевшихся ресурсов максимум возможного, хотя дешевый синюшный грим мертвяков очень уж бросается в глаза по нынешним временам. В черно-белой «Ночи» оно было не видно, а в цветном «Рассвете» все недочеты заметны становятся сразу. Тем не менее, фильм содержит массу эффектных «мясных» сцен с потрошением, отрубанием конечностей, вышибанием мозгов и т.д. Пугают, кстати, отнюдь не этими эпизодами (они скорее развлекают и забавляют), а совсем другими – самыми жуткими вышли сцены осмотра незнакомых помещений, в которых могут скрываться (а могут и не скрываться) живые мертвецы. Некоторые моменты - вроде и не должны быть страшными... а ведь все равно кирпичи-то лезут, даже при повторном просмотре.

В общем, шедевр в своем жанре. Некоторым современным говносериалам и дерьмофильмам (не будем показывать пальцем) до него расти и расти.


Несколько кадров:


Главные герои.

DawnOfTheDeadBTS1978_zps0eee5077

Национальная гвардия. Пацанчикам дали пушки, и они развлекаются, как могут.
dawn-of-the-dead-german-7

А ведь и мало что изменилось, если пристально не приглядываться. ;) В чем, собственно, и состоит главная идея.
vlcsnap-2010-10-05-08h51m55s132

"ТАМ CВЕЖЕЕ МЯСО ДАЮТ!!!"
dawn-of-the-dead-zombies

Этот кадр повторят в следующем фильме, почти один-в-один.
24993

А этот - в ремейке от Зайки Снайдера, в 2004 г.
dawn_of_the_dead5

Нямка.
dawnofthedead3


Том Савини собственной персоной, или  "Секс-Машина, молодые годы". ;)
DOTD013




@темы: хоррор, кино, кадронарезательная машинка, зомби, 1970s