Последний отблеск заката / Twilight's Last Gleaming, США-ФРГ, 1977
Этот фильм хорошо смотреть в паре с другим фильмом на ту же тему: "При свете утренней зари". Получился бы отличный "двойной сеанс". Даже названиями обеим картинам служат строчки из американского гимна.
А создателям недоброй памяти сериала Last Resort, который так многообещающе начинался и так неудачно завершился - пересматривать и еще раз пересматривать. И учиться, как надо делать военно-политические триллеры про ядерный шантаж со множеством сюжетных линий. А это такой триллер, что захватывает только в путь, и ногти погрызть заставляет регулярно.
Сюжет таков. Безумный генерал ВВС, бывший герой Вьетнама, несколько лет назад разжалованный и осужденный по надуманному обвинению, вместе с группой криминальных сообщников захватывает пост управления одной стратегической ракетной эскадрильи, получив неограниченный контроль над 9 пусковыми установками ракет "Титан-II". Угрожая запустить их по Советскому Союзу, он требует раскрытия миру секретных сведений о реальной роли американского правительства в развязывании войн в Юго-Восточной Азии. Кроме того, требования включают: несколько миллионов долларов и транспорт в любую страну, не выдающую преступников (для подельников-бандитов), и предоставление высокопоставленного заложника для гарантии безопасной эвакуации - желательно президента США, но можно и кого-нибудь на ступеньку пониже. И пока в белом доме спорят на тему, "как %*#@ такое произошло, и что нам теперь делать", оперативный командующий на месте событий (старый враг главного террориста) планирует по собственной инициативе подорвать весь этот бардак к такой-то матери тактическим ядерным фугасом ("Испепелим поганцев и весь сказ! А про фоллаут публике наврем чего-нибудь".
С т.з. логики даже я, не слишком большой знаток военных вопросов, могу предъявить кое-какие претензии. В частности, почему кровавая военщина, подогнавшая к пусковым шахтам кучу людей и техники, не могла тупо сбить все эти ракеты на взлете, где они абсолютно уязвимы и уничтожаются хоть из пулемета. Но ладно, может в то время такие сведения могли быть и недоступны широкой публике, и вообще rule of drama рулит. Главное, что сюжет исключительно нервомотающий, и предсказать, что произойдет в следующую секунду почти никогда не удается. Также интересен фильм тем, что активно использует такой визуальный прием, как Split Screen - кратковременное разделение экрана на 2-3-4 части, в каждой из которых показывают свои события, происходящие одновременно. Ну и Берт Ланкастер, конечно, вновь дает стране угля. Помнится, в другом политическом триллере, "Семь дней в мае", он уже нес угрозу миру в роли другого генерала-ренегата.