
Avon: - I have never understood why it should be necessary to become irrational in order to prove that you care, or, indeed, why it should be necessary to prove it... at all.
Суровая британская космоопера, ставшая основоположником такого направления, как "outlaws on a run IN SPACE". Позднее, именно примером этого шоу вдохновлялись Firefly, Farscape и еще более 9000 тайтлов про похождения беглых каторжников/преступников/врагов народа и их борьбу с властями галактики. Отличительные признаки этого типа фантастики хорошо известны: в центре повествования находятся почти исключительно антигерои разной степени аморальности, космическое государство (или его подобие) изображается в неприглядном виде, с акцентом на тиранию, репрессии против инакомыслящих, коррупцию и прочие нехорошести. Общий тон истории довольно мрачен и по шкале идеализма/цинизма сильно склоняется в циничную сторону. Можно считать этот жанр антиподом "оптимистичной" космооперы СтарТрековского розлива.
В далеком будущем, человечество, освоившее сверхсветовые скорости, стремительно расселяется по просторам вселенной. По численности населения колонии давно многократно обогнали Землю, однако административный центр по-прежнему находится на родине человечества, и все освоенные области объединены в сильно бюрократизированную и авторитарную Федерацию. Колониальные планеты беспощадно эксплуатируются в пользу метрополии, все попытки сепаратизма пресекаются жестокими карательными акциями федерального флота, процветает неравноправие и анальное угнетение окраин центром.
В центре повествования находится бывший лидер крупного мятежа по имени Блейк. Будучи схвачен, он был подвергнут процедуре коррекции памяти, принужден к показательному признанию вины и раскаянию, после чего помещен на Землю доживать свой век в качестве рядового обывателя ("его пример - другим наука", кровавый режим может сломать кого-угодно). Но этого оказалось мало. Через какое-то время, к Блейку начала возвращаться память, он вышел на контакт с земным подпольем, снова принял участие в антигосударственной деятельности... И снова попался, после чего был приговорен к пожизненной ссылке в каторжную колонию Сигнус Альфа на задворках галактики. Лучше бы просто пристрелили, ей богу! В тюремном транспорте, неутомимый революционер опять начал мутить воду, поднял бунт каторжников, захватил контроль над случайно найденным в необитаемом секторе боевым звездолетом, и пустился в бега с группой новообретенных соратников. Трепещите, тираны!

Достоинства - интересные и колоритные персонажи (Эйвон очень крут), не менее яркие злодеи (Тревис и Сервалан составили весьма милый дуэт), дух старой школы, бьющая ключом фантазия и наличие глобального сквозного сюжета, связывающего все эпизоды (хотя и т.н. вертикальных stand-alone серий тоже достаточно). Также, в одной серии снялся БРАЙАН БЛЕССЕД, во всем своем блеске пафосного великолепия.
Недостатков два.
Во-первых, заметная малобюджетность. Декорации и спецэффекты в лучшем случае на уровне того же Star Trek TOS, который выходил на 10 с лишним лет раньше. Прямо скажем, не самая высокая планка. Но если сюжет захватывает, то к этому довольно быстро привыкаешь и уже не обращаешь внимания на картонные звездолеты и игрушечные бластеры.
Во-вторых, относительно слабая проработанность вселенной по части внутренней непротиворечивости. По крайней мере, в первом сезоне это очень заметно. Видно, что сценаристы даже не старались построить логичный мир, а руководствовались принципом "- А давайте в следующей серии вот эдак завернем. И плевать, что это идет в разрез со всеми предыдущими эпизодами, но офигенная идея же! - Ок, давайте." И так раз за разом. Это хаотичное нагромождение персонажей, историй и планет - вообще совершенно в духе телефантастики 60-ых-70-ых. Если бы не основная сюжетная линия, бросил бы я это дело наверняка. А так -придется смотреть дальше.