
По наводке товарища
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=1)
Мне теперь, в принципе, неудивительно, почему эта картина в СССР вообще не демонстрировалась широкой публике. Несмотря на замысел автора, Шульгин почти в каждой сцене выходит победителем из словесного противостояния. Отчасти причиной этого служит изначальное неравенство соперников. Все таки молодой актер, даже читающий текст, написанный старыми коммунистами Эрмлером и Владимиром Вайнштоком, был никак не в состоянии тягаться со столь масштабной личностью, как Шульгин с его колоссальным жизненным опытом. Реплики Историка хорошо поставлены, до зубовного скрежета "правильны" и идеологически-выверены... но изрядная их фальшь заметна любому мало-мальски беспристрастному зрителю. Особенно, в сравнении с его 86-летним собеседником, который по контрасту смотрится поразительно искренним и честным. Он вполне способен признавать свои прежние ошибки и заблуждения, много и по делу рассуждает на тему "почему мы проиграли", но при этом отнюдь не играет заготовленную ему роль "сломленного и подавленного старика-антисоветчика". Шульгин упорно и аргументированно отстаивает свою позицию, справедливость своих былых действий и решений, и на протяжении всего фильма ведет себя с удивительным достоинством, умудряясь находить на каждый выпад Историка безукоризненные ответные доводы.
Наибольшее впечатление производит одна сцена, где историк долго и пламенно обличает "белых", рассказывает о реках пролитой ими крови, с перечислением множества запятнавших себя преступлениями генералов и атаманов... Шульгин молча слушает его, кивает, и в конце очень просто и спокойно замечает:
- Да, вы правы, всех их не перечислишь. И потому я не буду перечислять всех красных командиров, и не буду измерять количество крови, пролитой ими.