Я тут еще несколько нео-нуаров увидел (напишу про них позже), а пока хотел бы поделиться небольшой мыслью, пока она не испарилась из моего сознания.

Просмотрев достаточно большое количество старых кинофильмов в нуарной стилистике, а также их современных продолжателей и подражателей, я пришел к тому же выводу, к которому уже приходил с подачи skaarjwarrior пару лет назад. А конкретно - о таком устоявшемся и узнаваемом образе, как "роковая женщина / femme fatale".

Парадоксально звучит, но фамм фаталь в классическом нуаре - недостаточно ээ... фатальны, за редким исключением.

- Во-первых, многие из них - никакие и не роковухи вовсе, а просто жертвы обстоятельств (Вероника Лейк в "Наемном стрелке", Лорен Бэколл в "Большом сне";).
- Либо те же жертвы обстоятельств, только умеющие каким-то образом оборачивать их себе на пользу (Рита Хейворт в "Гильде", Ава Гарднер в "Убийцах";).
- Либо довольно мелочные корыстолюбивые домохозяйки (Барбара Стэнвик в "Двойной страховке", Клэр Тревор в "Убийство, моя милая";).

Действительно роковых дам, принимающих в сюжете активное участие, действующих сугубо в собственных интересах, и представляющих собой независимый центр силы в разворачивающихся на экране интригах - их довольно мало. Так вот, с ходу, вспоминаются только та же Рита Хейворт в другом своем известном фильме "Леди из Шанхая", а также Джин Джили в "Приманке", и отчасти Мэри Астор в "Мальтийском соколе". Да вот, пожалуй, и все. Естественно, я кучу всего не смотрел, однако тенденция прослеживается.






Тогда как в нео-нуаре все по-другому... Вот, скажем, моя персональная первая тройка актрис, воплотивших образы зловещих, коварных, соблазнительных и порочных женщин в современных произведениях этого жанра.

Шерон Стоун, "Основной инстинкт"

Линда Фиорентино, "Последнее соблазнение"

Ребекка Ромейн, "Роковая женщина"


Как можно заметить, это персонажи совсем другого типа - почти не встречающиеся в классике. Особенно показательно, что все три вышеприведенные героини по итогам не несут какой-либо ответственности за свои преступления, и угрызений совести, естественно, тоже не испытывают. Во времена Кодекса Хейса такое было просто немыслимо - в старых нуарных фильмах, невзирая на всю тамошнюю циничность и моральную неоднозначность, зло всегда каралось в финале. Зачастую лишь в последнюю минуту и с помощью deus ex machina, но всегда.

И тут мы переходим к более широкой теме. Складывается впечатление, что осознанная стилизация, когда авторы знают, что именно создают, используют уже готовые тропы/tropes и наработанные поколениями предшественников визуальные и сюжетные приемы - то это все дает куда более густую и узнаваемую атмосферу, чем у киношников старой школы, которые и слова то такого иноземного не знали, "нуар". Снимали просто драмы, детективы, триллеры, мелодрамы и гангстерские фильмы с некоторыми стилистическими сходствами. А вот первая волна подражателей (а это были, ЕМНИП французы в конце 50-ых) - там уже пошло осознанное нагнетание того, за что мы нынче любим это направление. А уж когда за дело взялись сами американцы в 70-ых - 80-ых...

Потому мне в каком-то смысле нео-нуар нравится порой даже сильнее классики - хотя бы за то, что там куда как меньше цензуры по части секса и насилия. Ну и за намеренную игру с уже устоявшимися типажами - "hard-boiled detective", "femme fatale" "corrupt cop", "honest cop", "mafia hitman" и т.д.








@темы: кино, нуар